Евгений Федоренко — веб-разработки, фирменные стили и графический дизайн.
Судя по всему — вы используете старый броузер. Доступ к содержимому этого сайта можно получить любым броузером, но я всё же рекомендую воспользоваться поддерживающим стандарты броузером.

Уроки из трех измерений для веба

Перевод статьи “Lessons of Three Dimensions for the Web”, автор — Luke Wroblewski

Все мы работаем, перемещаемся и делаем покупки в трехмерном мире. Но когда приходит время выйти в онлайн и пройтись по нашим любимым сайтам, единственное, что имеет отношение к трем измерениям — наши аналогии. В действительности почти все попытки привнести третье измерение в веб-браузер столкнулись как минимум с критикой (наиболее часто за повышение сложности). Тем не менее, множество способов нашего восприятия веб-контента и взаимодействия может быть усовершенствовано благодаря урокам, полученным из трех измерений.

Физические сигналы

Иногда во время путешествий по сети возникает ощущение, что мы перемещаемся в физическом пространстве… Но вебу не хватает многих сигналов, на которые мы ориентируемся в нашей жизни для преодоления пространства — нет ощущения размера, направления и местоположения.

Steve Krug, “Don’t Make Me Think
(в русском переводе — Стив Круг, «Не заставляйте меня думать»)

В реальном мире даже простое держание книги в руках расскажет вам о ней многое. Ее толщина дает понять, как много времени займет чтение. Ее физические свойства позволяют вам почувствовать материал. Начало книги содержит оглавление, которые вы можете быстро просмотреть. Хотите узнать, обсуждается ли какая-то конкретная деталь? Просто откройте книгу в конце и просмотрите индекс. Если интересующая вас запись появляется дважды — на странице 50 и затем на страницах 245—370, вы можете предположить, что первый переход содержит краткое описание понятия, а следующая часть предлагает более детальную информацию. Эти типы физических сигналов приходят из нашего понимания пространства, и их очень не хватает в онлайне. Когда вы решаете пройти по ссылке, то редко знаете, сколько информации получите, в каком контексте она представлена и где она будет находиться.

Физические сигналы также могут быть использованы для вызова эмоциональной реакции на информацию или взаимодействие. Эдвард Т. Хэлл в своей книге «Невидимое измерение» (Edward T. Hall, “The Hidden Dimension”) выдвинул “proxemics” — исследование восприятия и использования пространства. Хэлл «аргументирует, что отличающиеся культурные системы взглядов на определение и организацию пространства, которые усвоены всеми людьми на бессознательном уровне, могут привести к серьезной неспособности к коммуникации и пониманию». Однако правильное применение пространства может сделать взаимодействие более выразительным (например, понятие близости) и приятным.

Навигационные сигналы

Многие жалобы на существующую систему касаются трудностей навигации. Созданы частичные решения, такие как «Избранное» в веб-браузере. Но на самом деле мы лучше запоминаем ориентиры и позиционные сигналы, характерные черты, которые эволюция вставила в нас и характерные черты, из которых мы можем получить преимущества в дизайне интерфейса.

Jef Raskin, “The Humane Interface
(в русском переводе — Джеф Раскин, «Интерфейс»)

Найти свой путь в киберпространстве непростая задача. Ваши навигационные сигналы — только специальное меню и непонятный набор URL’ов. Еще хуже то, что здесь нет ориентиров (не считая Google) для направления вас и часто довольно тяжело оценить общее информационное пространство. (На сколько большой этот сайт? Всё ли я уже просмотрел?) То же верно и для веб-приложений: нехватка общего (большое изображение) вида вашего взаимодействия в большинстве веб-сервисов оставляет пользователей погруженными под несколькими слоями меню без чувства ориентации.

Наше понимание окружающей среды обычно начинается с замечания и запоминания ориентиров. Поэтому несложно понять, почему люди теряются при столкновении с меню и подменю — тут просто нет ясных позиционных сигналов для их направления. Немногие из нас имеют картоподобное понимание нашей физической окружающей среды или сайтов. Вместо этого мы надеемся на пути или последовательности, иногда даже рассказы, чтобы попасть к месту нашего назначения. Этот путь освещен ориентирами, которые не дают нам сбиться с курса и обеспечивают ценную обратную связь нашего продвижения.

Двухмерная система сильно сжата для предоставления пространственных сигналов, которые делают поиск пути комфортным и запоминающимся. Возможно, именно поэтому после почти восьми лет веб-дизайна пользователи все еще жалуются на потерю во взаимодействии и информации.

2,5 измерения

Много отвращения к трехмерным дизайнам интерфейса происходит из-за слабой реализации идеи. Продукты типа 3DNA Desktop по-видимому произвольно применяют трехмерное пространство к знакомым интерфейсным метафорам. 3DNA Desktop фактически превращает вашу операционную систему Windows в чердак или игровой мир.

Вместо прямого применения трехмерного пространства, дизайн интерфейса может извлечь пользу от применения концепций трехмерности. Например, пространственный интерфейс, представляющий «глубину», может предоставить возможность увеличения и уменьшения информации или взаимодействия. Уменьшение позволит пользователю увидеть контекст определенной информации и ее связи с другим содержанием. В широком смысле контекст редко представлен в вебе. Недостаток места, направления и масштаба мешает нам понять общую картину и связи между различной информацией и взаимодействиями. Увеличение, с другой стороны, может увеличивать уровень детализации. (Джеф Раскин обсуждает похожий подход в его описании ZoomWorld, концепта альтернативного навигационного интерфейса.)

Трехмерное представление данных или взаимодействия также может открывать тенденции и сходства в информации и давать пользователю возможность взаимодействовать непосредственно с данными. Прямые манипуляции не новый интерфейсный принцип, но наши способы манипулирования информацией ограничены недостатком третьего измерения. Фактически, мы тратим больше времени взаимодействуя с кнопками и полосами прокрутки, чем самим содержимым.

Полезные и удобные трехмерные веб-интерфейсы могут не появиться в скором времени. Однако это не означает, что мы должны ограничивать себя двумя пространствами. Любой веб-сайт или веб-приложение, который наслаивает информацию, уже ограничен 2,5 измерениями из-за введения глубины. Разработка способов представления физических и навигационных сигналов, обеспечение контекста и общего вида информации и взаимодействия, позволение более прямого взаимодействия с информационной средой — все это маленькие трехмерные шаги, которые мы можем сделать сегодня, чтобы помочь пользователям веба завтра.

Люк Вроблевски
Перевод — Евгений Федоренко

12.11.05 18:30

Приятного просмотра!

Приятного просмотра!

По темам:

Технические детали

RSS 1.0
RSS 2.0

Работает на Movable Type 2.64

Реклама